Вход
Общероссийское педагогическое экспертное
Интернет-сообщество
Физика

Электронный урок по физике, учитель физики - Фомина Н.В., г. Красный Сулин, Ростовская обл.


10 класс Тема урока: Электрический ток и условия, необходимые для его существования. Тип урока: Комбинированный урок. Цели урока: 1. Обобщить и углубить знания об электрическом токе. 2. Выяснить, при каких условиях возникает электрический ток в цепи. Демонстрации: Электрический ток в проводниках, действия электрического тока, взаимодействие проводников с электрическим током. Ход урока. I. Организационный момент. Мы с вами довольно много времени потратили на изучение электричества, а рассмотрели лишь простейший частный случай неподвижных заряженных тел – электростатику. Теперь перейдем к изучению электромагнитных процессов, наблюдаемых при движении заряженных частиц. Неподвижные электрические заряды редко используются на практике. Для того, чтобы заставить электрические заряды служить нам, их нужно привести в движение – создать электрический ток. Электрический ток освещает наши дома и улицы, приводит в движение станки, создает радиоволны, циркулирует во всех электроприборах. И начнем с наиболее простого случая движения – рассмотрим постоянный электрический ток. II. Актуализация знаний. Некоторые сведения о постоянном электрическом токе вы получили еще в 8 классе при изучении электрических явлений. Давайте сейчас: Дадим строгое определение тому, что называется электрическим током. Вспомним, какими величинами характеризуется ток количественно. III. Объяснение нового материала. А) демонстрация с двумя одинаковыми электроскопами (заряженным и незаряженным). При соединении их друг с другом проводником уч-ся видят, что часть электрического заряда переходит с одного прибора на другой. Кто может объяснить происходящее явление, опираясь на свои знания электрических явлений? (Рассуждения и предложения учащихся) Если изолированный проводник поместить в электрическое поле , то на свободные заряды q в проводнике будет действовать сила В результате в проводнике возникает кратковременное перемещение свободных зарядов. Этот процесс закончится тогда, когда собственное электрическое поле зарядов, возникших на поверхности проводника, скомпенсирует полностью внешнее поле. Результирующее электростатическое поле внутри проводника будет равно нулю. Однако в проводниках при определенных условиях может возникнуть непрерывное упорядоченное движение свободных заряженных частиц. Такое движение называется электрическим током. Электрический ток имеет определенное направление. Какое? Давайте попробуем решить эту проблему. (Рассуждения и предложения учащихся) За направление тока принимают направление движения положительно заряженных частиц. Такой выбор направления не очень удачен, так как в большинстве случаев ток представляет собой движение электронов – отрицательно заряженных частиц. Но все дело в том, что выбор направления тока был сделан в то время, когда о свободных электронах в металлах еще ничего не знали. Б) Движение частиц в проводнике мы непосредственно не видим. Как же приходится судить о наличии электрического тока? (Рассуждения и предложения учащихся) О наличии электрического тока приходится судить по тем действиям или явлениям, которые его сопровождают. (Видеоролики действий электрического тока) Магнитное действие тока, в отличие от химического и теплового, является основным, так как проявляется у всех без исключения проводников. Химическое действие тока наблюдается лишь у растворов и расплавов электролитов, а нагревание отсутствует у сверхпроводников. В) Если в цепи устанавливается электрический ток, то это означает, что через поперечное сечение проводника все время переносится электрический заряд. Заряд, перенесенный в единицу времени, служит основной количественной характеристикой электрического тока. Кто мне скажет, как называется эта характеристика? (Предложения учащихся) Это сила тока. Она равна отношению заряда ∆q, переносимого через поперечное сечение проводника за промежуток времени ∆t, к этому временному промежутку. Если сила тока со временем не меняется, то ток называют постоянным. I=∆q/∆t В каких единицах измеряется эта величина в системе СИ? (ответ учащихся) Каким прибором измеряется сила тока, и как он подключается в электрическую цепь? (ответ учащихся) Сила тока зависит от свойств проводника. Какая физическая величина отвечает за эти свойства? (ответ учащихся) Кроме того сила тока зависит от заряда, переносимого каждой частицей, концентрации частиц, скорости их направленного движения и площади поперечного сечения. I=q_0 Snv C помощью этой зависимости рассчитайте скорость упорядоченного движения электронов в проводнике по следующим данным: I=1 А, S=10-6 м2, q=1,6•10-19 Кл, n=8,5•1028 м-3. (Один учащийся выполняет расчет у доски) v=7•10-5м/с. Г) Что же необходимо для создания электрического тока? Подумайте над этим и выскажите свои предположения. - Для возникновения и существования постоянного электрического тока в веществе необходимо наличие свободных заряженных частиц. - Для создания и поддержания упорядоченного движения заряженных частиц необходимо наличие электрического поля. - Для поддержания электрического поля в проводнике необходим источник тока. IV. Закрепление. (Дмитриенко, Алексеев, Зограбян, Караева, Овсепян, Руденко, Уваров, Жук, Рыбальченко) Задача: Определите силу тока, если за 1/6 минуты через поперечное сечение проводника прошло 0,01 кКл электрического заряда. (Яценко, Шадрина, Мищенко, Новодранов, Альянова, Загоскина, Скаржинец) Задача: Найти скорость упорядоченного движения электронов в проводе сечением 5 мм2 при силе тока 10 А, если концентрация электронов проводимости 5•1028 м-3. (Гашинова, Агеева, Демяненко) Задача: Сколько электронов проходит через поперечное сечение проводника за 1 нс при силе тока 32 мкА? V. Итоги урока. VI. Домашнее задание: § 104,105, 106, упр. 19 (2,3)

Общероссийское педагогическое экспертное интернет-сообщество

Плей гугл маркет как сменить аккаунт в приложении гугл плей маркет.
Разработка и хостинг: ООО Интехнософт & Ининг Бизнес Софт
Контент: ГНУ "ИСИО РАО"